Золотые бусинки: развитие по системе Монтессори

ранне развитие по монтессори в туле

Занятия группы «Золотые бусинки» проходят в специально подготовленной Монтессори среде, в которой дети взаимодействуют с уникальным Монтессори-материалом, не имеющим аналогов. Весь материал распределен по зонам в логической последовательности, основанной на принципе дидактики «от простого к сложному».

Материал расположен на полках на уровне глаз ребенка, на расстоянии вытянутой руки, что обеспечивает ребенку возможность свободного доступа и самостоятельного выбора деятельности. С материалами в среде дети могут работать и сидя за столом, и на ковре, постоянно находясь в движении, что исключает длительное нахождение в статичных позах, а значит, не портит осанку детей и исключает утомление.

Основной принцип Монтессори-системы звучит так: «Помоги мне это сделать самому», т.е. педагог выступает в роли партнера ребенка, не допускаются авторитарные методы воздействия, натаскивания; учитель идет вслед за ребенком, выявляя зону ближайшего развития.

Зона практических действий направлена на развитие у детей самостоятельности, навыков самообслуживания, необходимых в быту (застегивание-растегивание различных видов застежек, аккуратное складывание одежды, сервировка стола, мытье посуды, чистка обуви). При работе с сыпучими материалами и водой (пересыпание круп, переливание воды в сосуды), при сортировке предметов по различным признакам у детей формируется усидчивость, воспитывается прилежание, интенсивно развивается мускулатура рук, совершенствуется координация действий руки и глаза. Дети учатся доводить начатое дело до конца, приобретают независимость от опеки взрослого.

В зоне сенсорики дети знакомятся с сенсорными эталонами, а именно: плоские геометрические фигуры, объемные геометрические тела, учатся выделять различные свойства предметов, сравнивать предметы по следующим признакам: длина, ширина, высота, размер. Дети учатся различать основные цвета и их оттенки. Через ощупывание, обследование специальных материалов дети получают представление о различных поверхностях, обогащая свои тактильные ощущения, пополняя словарный запас понятиями – гладкий, шершавый, колючий, мягкий, твердый, холодный, теплый и т.д. Слушание шумовых цилиндров позволяет развить слуховой анализатор, различать тихие и громкие звуки. За счет развития сенсорного восприятия происходит интенсивное развитие речи и обогащение активного словаря у детей.

В зоне математики дети получают представление о количестве предметов, обучаются количественному и порядковому счету, знакомятся с понятиями «число-цифра», пробуют писать цифры, используя специальные атрибуты (шершавые цифры). С помощью счетных штанг дети учатся сравнивать числа, определять, где больше, где меньше, используя знаки > < =. Дети изучают состав чисел в пределах 10. На занятиях происходит ознакомление с арифметическими действиями сложением и вычитанием. Посредством работы с золотым математическим материалом вводится понятие разрядов числе, дети начинают различать единицы, десятки, сотни, тысячи.

В зоне русского языка с использованием шершавых букв и подвижного алфавита для детей открывается понятие буква-звук; также дети получают представление о слове, словосочетании, предложении. Постепенно дети приобретают навыки чтения, звукового анализа слов, написания букв.

В зоне космического воспитания дети широко изучают окружающий их мир. Они учатся различать растения, кустарники, деревья; овощи, фрукты и ягоды, знакомятся с предметами обихода (одежда, мебель, посуда, транспорт и т.д.). Узнают много интересного о космосе, планетах, планете Земля, ее континентах, странах, городах. Изучают растительный и животный мир каждого континента, получают представление о природе, традициях родного края. Непременным в занятии является творческий компонент. Дети с удовольствием мастерят поделки из природного и художественного материалов, лепят, работают с бумагой в технике оригами.

Занятия являются комплексными, охватывают все образовательные области, что позволяет ребенку вырасти всесторонне развитой личностью, воспитать самостоятельность, аккуратность, развить мотивационную сферу и хорошо подготовить дошкольника к обучению в школе.