Тифлопедагог — это специалист, который осуществляет коррекционно-развивающие занятия и обучает детей с нарушениями зрения.На занятиях у тифлопедагога дети с нарушение зрения выполняют различные зрительные гимнастики (в зависимости от диагноза офтальмолога).
Упражнения способствуют улучшению зрения и построены на следующих коррекционно-развивающих областях:
- Социально-бытовая ориентировка
- Ориентировка в пространстве
- Зрительное восприятие
Занятия по социально-бытовой ориентировке включают в себя:
- группировку сходных предметов по форме, назначению, названию, цвету, материалу;
- установление связей между назначением предмета и его строением;
- понимание обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда;
- поведение, соответствующее местонахождению;
- наблюдение за погодой, явлениями природы по сезонам;
- различение и называние видов транспорта (воздушный, наземный, водный);
- называние частей тела, для чего они человеку нужны.
Занятия по зрительному восприятию, на которых дети учатся:
- отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту;
- создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения;
- замечать величину реальных предметов; зрительно анализировать длину, ширину, высоту предметов; сличать размеры разных предметов; тренировать глазомер;
- понимать заслоненность, зашумленность изображения (круг находит на квадрат, дерево на фоне дома, пересечение линий, полос и др.);
- словесно обозначать пространственные положения на микро и макроплоскости.
Занятия по ориентировке в пространстве, во время которых дети учатся:
- определять стороны предметов, наполняющих пространство (например, у шкафа стороны — передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и левая);
- понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями: «Иди быстро (медленно)», «Подбрось мяч высоко (низко)», «Поставь игрушку далеко от стены» и т.п.;
- развивать навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола);
- обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке (стол стоит у окна, картина висит на стене, игрушка стоит в шкафу на верхней полке и т. д.);
- различать звуки и запахи в окружающем пространстве; цветовые, световые, звуковые ориентиры.
По окончании занятий ребята выполняют зрительную гимнастику способствующую снятию зрительного напряжения.