Младенец фиксирует взгляд на отдельных предметах, изучает, рассматривает их. Прислушивается к звукам, начинает различать их – мамин ласковый голос, звонкая погремушка, мурлыканье кота…
Когда начинает ползать, трогает и пробует на вкус все, что попадается на пути. Погрызть книгу рассыпать крупу, постучать половником о кастрюлю — все это не про шалости, а про исследование окружающего мира.
Органы чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние – собирают информацию о состоянии тела, окружающей среды и передают ее в мозг. Там это информация обрабатывается, упорядочивается и становится основой для развития общей и мелкой моторики, внимания, памяти и речи. Вот и до речи добрались.
Сенсорный (чувствительный) опыт – база для формирования речи.
По опыту, если у ребенка есть проблемы с сенсорными наработками, то скорее всего будут проблемы в речи. Поэтому просто ждать, когда ребенку исполнится 3 года, он возьмет и заговорит — бессмысленно. Нужно найти причину задержки речи и работать с ней.