Адаптивная Физическая Культура – это комплекс оздоровительно — профилактических мер, целью которых является максимально возможное развитие физических, психических и эмоционально-волевых показателей здоровья у детей с особенностями в развитии. Во время занятий адаптивной физкультурой происходит моторное развитие, возрастают функциональные возможности всех систем органов, в частности кровеносной, дыхательной и опорно-двигательной. Адаптивное физическое воспитание в себе несет несколько функций:
1 блок — реабилитационный. Адаптивная физическая реабилитация показана лицам, имеющим временную утрату или нарушение функций ОДА (опорно-двигательного аппарата), зрительно-слуховой системы, отклонения в психомоторном развитии, при локальных нарушениях головного мозга и т.д. За счет сохранных механизмов, происходит восполнение нарушенных функций, т.е. механизм компенсации. Поэтому, данный метод коррекции показан при различных заболеваниях, а именно: поражения опорно-двигательного аппарата, ДЦП, умственная отсталость, нарушение зрения, слуха, речи, равновесия и т.д. Если нет необходимости в коррекции, то применяются лечебно-профилактические меры по предотвращению сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.
2 блок — педагогический. В процессе адаптивного физического воспитания большое внимание уделяется формированию и освоению умственных, сенсорно-перцептивных, двигательных навыков и умений, а также происходит трудовое, нравственно-этическое и эстетическое воспитание личности.
3 блок – физическое воспитание и спорт. Во время занятий адаптивным спортом, ребенок усваивает нормы и правила поведения в условиях соревнования, развивает креативность и творческие способности, а также повышает свою выносливость. Способствует развитию таких личностно — важных качеств как: целеустремленность, честность, пунктуальность, самодисциплинированность и т.д.
4 блок — социальный. Во время занятий лечебной физкультурой ребенок учиться уважать себя и других, а также усваивает паттерны поведения, повышающие уровень их адаптации и социализации. Для детей, имеющих особенности в развитии, проблема социализации является одной из важнейших, поэтому занятия по адаптивной физкультуре помогают ребенку формировать и оттачивать навыки самообслуживания развивать осознанное отношение к своим силам и способствуют гармоничному развитию личности ребенка в социуме.
В зависимости от таких критериев как: возраст ребенка, к какой нозологической единице он относиться, от актуальных потребностей и сезитивного периода развития, в нашем центре разрабатывается индивидуальная программа для каждого ребенка. Это дает возможность развить основные физические, психические и личностные качества, повышающие уровень его адаптации и социализации. Занимаясь с квалифицированным педагогом, у ребенка формируется двигательная активность, как биологического и социального факторов воздействия на организм. Занятия проходят как в индивидуальном, так и в групповом формате, где используется комплекс упражнений: общеразвивающие упражнения, занятия на мячах, дыхательная гимнастика, упражнения на определенные группы мышц, упражнения координационной направленности, пальчиковая гимнастика, упражнения на биомеханическую структуру движений (с использованием различных снарядов), упражнения в сенсорно-динамическом зале «Дом Совы» и т.д. Упражнения, выполняемые во время занятий, разрабатываются на основании медицинских, психологических и педагогических рекомендаций для каждой нозологической группы.
Важным аспектом успешной работы с детьми с ОВЗ, является регулярность и длительность занятий, а также комплексный подход в реабилитации. В ДЦ «Умка» есть все необходимое для успешной работы с различными категориями граждан.