План работы логопеда в 2022-2023 учебном году
(скачать)
Заниматься нельзя подождать. Где поставить запятую? многие родителя задаются вопросом стоит ли заниматься с логопедом. Давайте разбираться вместе
Кто такой логопед?
Важно помнить, что речь не дается ребенку с рождения. для правильного формирования этой высшей психической функции иногда недостаточно одной только речевой среды.
Под воздействием различных, даже незначительных вредоносных факторов формирование и развитие речи может замедлятся или искажаться. Логопед — это тот специалист, который занимается диагностикой, выявлением и коррекцией различных речевых паталогий у людей разного возраста.
Когда нужно обращаться к логопеду
- 2,5-3 года если не сформирована элементарная фразовая речь, общается жестами или вокализациями. Речь ребенка похожа на речь иностранца (ребенок не использует словоизменения, предлоги)
- 4-7 лет есть нарушение звукопроизношения, перестановка, пропуски слогов, проблемы с фонематическим анализом и синтезом.
- 7 лет — проблемы с обучение чтению и письму.
- Если есть расщелены неба и губ- в любом возрасте.
- Запинки и часто повторяющиеся слоги-в любом возрасте.
Задачи, которые выполняет логопед.
Вопреки расхожему мнению работа логопеда заключается не только в формировании правильного звукопроизношения. Логопед решает следующие задачи:
- занимается консультативной помощью;
- Совершенствует слоговую структуру речи
- совершенствует грамматический строй речи
- развивает фонематические представления (процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.
Фонематические представления – звуковые образы фонем,
воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
Фонематический анализ – мысленный процесс разложения
целого на составляющие части (предложение – слова – слоги
– звуки)
Фонематический синтез – мысленный процесс соединения
частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они
тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
- формирует навыки звукового анализа и синтеза (звуковой анализ слова, деление слов на слоги, понимание терминов «предложение», «слово», «слог», «звук»).
- Обогащением словаря: расширение словарного запаса; активизация в речи синонимов, антонимов и обобщающих слов; совершенствование умения использовать разные части речи точно по смыслу.
- развивает грамматический строем речи: закрепление умения согласования существительного с числительным, прилагательным, местоимением; дети учатся образовывать однокоренные слова; использовать предложения разных видов; правильное использование грамматических форм.
- формирует правильное звукопроизношение: развитие движений органов артикуляционного аппарата, устранение нарушений речи – это индивидуальная работа.
- Осуществляет работу по запуску речи у неговорящих детей разного генеза. (алалия, Дети с РАС, ОНР, диспраксия)
В детском центре «Умка» все занятия проводятся в игровой форме, с добавлением логоритмических упражнений (стимулирует преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушений), фонетической ритмики (стимулирует формирование и закрепление навыков произношения), программ моторного планирования (это способность понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность)
И помните, чем раньше вы обратитесь за квалифицированной помощью специалиста, чем быстрее произойдет коррекционное воздействие, тем быстрее речь ребенка войдет в норму. Поэтому не стоит бояться посещения логопеда: чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки речи.
Важно помнить, что правильная речь залог успешного обучения в школе, содержательного и полноценного отношения со сверстниками и взрослыми, возможностей ребенка в познании окружающей действительности.